Каким образом принуждение убивает интерес?
В Великобритании существует школа "Саммерхилл". Это школа со свободным обучением — ученики могут выбирать, какие предметы им посещать, или могут не учиться вообще.
Думаете, в этой школе никто не учится? Если вы так считаете, то вы ошибаетесь.
Дети, которые поступили в Саммерхилл в дошкольном возрасте, ходят на уроки с самого начала своего пребывания. Нередко дети, поучившиеся прежде в других школах, заявляют, что они больше никогда в жизни не пойдут ни на один идиотский урок. Но через некоторое время (в среднем этот срок составляет три месяца) они так же начинают интересоваться учебой и посещать предеты. Ученики Саммерхилла берутся за математику. Они получают удовольствие от географии и истории. Почти никто не пользуется возможностью не учиться. Даже самые маленькие часто резервируют для себя время в расписании учителя и учатся тому, что им нравится и интересно. Практически все ученики играют на музыкальных инструментах, часто на нескольких сразу, записывают музыку.
Так почему же в Саммерхилле дети учатся с удовольствием, а дети из обычных школ ненавидят учебу? Очевидно, что принуждение убивает интерес. Но каким образом? Скорее всего, дело в ассоциировании. Если вы поставите на будильник любимую песню, вскоре вы её возненавидите-она прочно будет ассоциироваться у вас с теми моральными страданиями, которые вы испытываете при нежеланном пробуждении и подъеме. То же самое и с образованием. Принудительное обучение всегда сопровождается сильными моральными страданиями — в основном, сильной скукой. И в конце концов, после длительного принудительного (школьного) обучения, само по себе обучение, науки и т.д. у ребенка начинают автоматически ассоциироваться с теми моральными страданиями, с той скукой, которую ребенок испытывал при принудительном обучении. В принципе, это касается любого занятия. Принуждение к какой-либо деятельности — убивает интерес к этой деятельности.